29.09.2022

Bloomberg спрогнозировал пик потребления нефти. И он уже близок

Те, кто предсказывал близкую вершину потребления нефти, могут оказаться правы.

Те, кто предсказывал близкую вершину потребления нефти, могут оказаться правы.

После более чем столетия почти непрерывного роста мировой аппетит к нефти достиг своего пика и скоро начнет окончательно снижаться, уверен аналитик Bloomberg Дэвид Фиклинг. 

Еще в 1919 году глава Геологической службы США писал, что внутренняя добыча — тогда около 960 000 баррелей в день, что составляет около 6% от нынешнего уровня — начнет падать в течение двух-пяти лет. В 2000-х годах нехватка открытых нефтяных месторождений стала основой опасений о заканчивающихся запасах. Но затем сланцевая революция вызвала неожиданный скачок добычи.

BP Plc предсказала, что потребление жидких углеводородов в лучшем случае в течение 15 лет останется на уровне 97,9 млн баррелей в день, которое было достигнуто в 2019 году, прежде чем пересмотреть свой прогноз до пика между серединой этого десятилетия и 2030 годом.

Спрос на нефть как незаменимый энергоноситель, способствующий росту мировых доходов и развитию, продолжает расти. Тем не менее, запасы выносливости, которые нефть использовала для поддержания своей восходящей траектории, наконец, иссякают — и председатель Федеральной резервной системы США Джером Пауэлл , возможно, только что нанес сокрушительный удар.

Рассмотрим, что сейчас происходит на финансовых рынках. Акции резко упали, а доходность облигаций резко возросла после того, как ФРС в третий раз подряд повысила процентные ставки на 75 базисных пунктов, и Пауэлл дал понять о своей готовности отправить экономику США в рецессию, чтобы вернуть инфляцию к целевому уровню. Стремительный рост доллара обрушил британский фунт, а иена и евро упали до самого низкого уровня за последние два или более десятилетий. Один аналитик на этой неделе заявил, что сейчас вероятность глобальной рецессии составляет 98%.

Подумайте, насколько мы уже близки к пику добычи нефти. У каждого аналитика своя оценка этого числа, но медиана из 12 тех, кто видит будущую дату, соответствует максимальному уровню около 103,2 млн баррелей жидкого топлива в день — что, по мнению большинства, произойдет где-то между серединой 2020-х и 2030-х годов. В отличие от истории, когда потребление росло более чем на миллион баррелей в день в год, это достаточно скромный рост, поэтому споры о точном времени пика носят почти академический характер.

Тем не менее, медианный целевой показатель лишь немного превышает уровни около 101,6 млн баррелей в день, которые Международное энергетическое агентство и Управление энергетической информации США ожидают увидеть к концу этого года.

Теперь подумайте о том, что глобальная рецессия сделает с этим прогнозом. Потребление нефти упало более чем на 2% от пика до минимума после нефтяного кризиса 1973 года и финансового кризиса 2008 года, при этом добыча восстанавливалась до прежнего уровня только через три года.

Падение было ближе к 10% во время пандемии Covid-19 и в 1980 году, когда последствия второго нефтяного кризиса и ирано-иракской войны столкнулись с денежно-кредитным давлением предшественника Пауэлла Пола Волкера , в попытке уничтожить инфляцию предыдущего десятилетия. В каждом случае потребление не просто претерпевало временный скачок — направление спроса на нефть постоянно менялось.

Глобальная рецессия в масштабах, которые сейчас оценивают рынки акций и облигаций, может легко привести к снижению потребления жидкого топлива ниже 100 миллионов баррелей до середины десятилетия. Это начинает приближать ситуацию к моменту, когда большинство прогнозистов видят долгосрочные сдвиги в демографии, экономическом росте и технологиях, приводящие к окончательному упадку нефти. На сырую нефть приходится всего около 80 миллионов баррелей в день от общего спроса на жидкости, при этом большая часть остатка приходится на продукты, полученные из газа, растительного сырья и угля.

Спрос на бензин, для производства которого расходуется более четверти мировой нефти, уже достиг своего пика. Частично это связано с электромобилями — по оценкам BloombergNEF, они уже вычитают около 1,7 миллиона баррелей в день из мирового потребления. Также во многом это связано с тем, что старые добрые двигатели внутреннего сгорания потребляют меньше бензина.

Новые американские автомобили теперь проезжают почти в два раза больше на одном галлоне, чем в начале правления Обамы, а легкие грузовики и внедорожники увеличили эффективность на 59%.

По мере того, как старые, менее эффективные автомобили постепенно выводятся из парка, энтропия свалки снижает спрос на бензин так же быстро, как и инновации производителей электромобилей. Не случайно крупные нефтеперерабатывающие предприятия, такие как Reliance Industries Ltd. , уже выходят за рамки автомобильного транспорта и перенастраивают свои заводы для производства авиационного топлива и нефтехимии.

Тем, кто рисует радужное будущее для спроса на нефть, недостаточно указать на историческую взаимосвязь с экономическим ростом и утверждать, что эта модель повторится еще раз. Если не считать электронных таблиц прогнозистов, резервные мощности ОПЕК уже ничтожны, а инвестиции в разведку и добычу составляют немногим более половины своего уровня, когда в прошлый раз цены на нефть были около 100 долларов за баррель. Нефтяная промышленность, отвечающая за поставку дополнительных баррелей, не тратит деньги на то, чтобы обеспечить их появление — и если этого не произойдет, у потребления нет никаких перспектив роста.

Столкнувшись с инфляцией, частично вызванной упорной неспособностью производить достаточно дешевой энергии для восстановления после Covid-19, центральные банки уложили мировую экономику на прокрустово ложе — сокращая экономический спрос до тех пор, пока он не станет достаточно слабым, чтобы оставаться в рамках ограничений.

Это делает текущие уровни добычи нефти похожими на своего рода жесткий предел. С тех пор как более века назад она стала нашим самым важным товаром, нефть также всегда жила за счет роста ВВП. Поскольку ФРС планирует столкнуть мировую экономику в рецессию, чтобы вылечить инфляционную эпидемию, мы скоро увидим, как она умрет от той же руки.

Перевод Станислава Прыгунова специально для «БВ»

Последние новости

Роспотребнадзор рассказал мусульманам Саратова о требованиях при проведении Хаджа

Управление Роспотребнадзора Саратовской области рассказало о требованиях при организации и проведении Хаджа в 2024 году в Саудовской Аравии.

Заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО Игорь Буренков провел семинар-совещание с заместителями глав регионов и руководителями органов власти субъектов Федерации

17 мая 2024 года в Саранске (Республика Мордовия) заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО Игорь Буренков провел семинар-совещание с заместителями глав регионов и руководителями органов власти субъектов

Игорь Буренков обсудил с заместителями глав регионов ПФО реализацию Стратегии государственной национальной политики РФ

17 мая 2024 года в Саранске (Республика Мордовия) заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО Игорь Буренков провел семинар-совещание с заместителями глав регионов и руководителями органов власти субъектов

Card image

Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *