Олег Комаров: Саратовский подшипниковый завод надо вернуть государству и перестать отправлять все налоги в Москву
Глава реготделения «Партии Дела» и экс-гордеп Олег Комаров размышляет о том, кризис какой глубины ждет экономику России и как стране из него выбраться.
Глава реготделения «Партии Дела» и экс-гордеп Олег Комаров размышляет о том, кризис какой глубины ждет экономику России и как стране из него выбраться. Он предлагает вернуть государству бывший Саратовский подшипниковый завод. И считает, что во 2-м полугодии изменится бюджетная система, что позволит регионам оставлять у себя большую часть собранных налогов.
— Чем крепче сжимается удавка западных санкций на горле России, тем сильнее уверенность, что мы выстоим. Потому что – не впервые нашей стране приходится показывать свой характер, и от давления мы только крепнем, — говорит политик.
Но подчеркивает: «шапкозакидательские настроения нам сегодня ни к чему» и «надо хорошо понимать, с чем мы перейдем из 1-го полугодия 2022-го года, когда кризис разразился и окреп, во 2-е полугодие, когда начнут давать свой эффект действия Запада».
По мнению Олега Комарова, пока еще экономика и военно-промышленный комплекс России получают огромные доходы от экспорта сырья и крупные сырьевые доходы у страны останутся до начала 2023 года.
Но он приводит и менее оптимистичный прогноз экономистов: шестой пакет санкций приведет к тому, что к концу текущего года поток нефтедолларов в страну усохнет, затем «просядут» и газовые деньги.
— Российским кораблям уже запрещено заходить в порты ЕС. К тому же, Евросоюз использовал механизм страхования судов, в чем нам теперь отказано. Вроде бы мелочь, но это, говорят специалисты, практически полностью лишит Россию возможности вообще куда-то экспортировать свою нефть и нефтепродукты по морю. Как и все прочие товары и сырье, — отмечает экс-гордеп.
Политик крупными мазками набрасывает общую картину в экономике: ряд крупных производств и отраслей страдают из-за нехватки комплектующих, кто поумнее – осваивает подходы к восточным рынкам поставок и сбыта, сокращается ассортимент в магазинах, пока не очень заметно, но растет безработица.
Со ссылкой на профессора МГУ Наталью Зубаревич он предрекает: усилится финансовая и экономическая блокада, неизбежен рост безработицы и товарного дефицита, технологическая деградация.
— Не все экономисты с ней соглашаются, поскольку оперируют данными Росстата, согласно которым в марте доходы населения сократились только на 1, 2%, и это цифра очень скромная. Будет ли она такой по итогам 1-го полугодия, если в целом за 2022-й год почти все эксперты дружно прогнозируют падение от 10-12% и выше? — задается вопросом Олег Комаров.
По его мнению, «пока цифры радуют»: в годовом выражении объемы выпуска в промышленности в первом квартале 2022 года увеличились на 5,9%. Но сам же объясняет такие показатели низкой базой взятого для сравнения января—февраля 2021 года, когда промышленное производство из-за пандемии еще сокращалось.
Официально в марте и вообще не выросла безработица, однако Олег Комаров предполагает, что «реальная картина весны будет ясна только к лету, поскольку статистика у нас традиционно запаздывает». И резюмирует: высвобожденных работников в стране сильно прибавится.
Промышленная динамика не ждет лета: уже начала падать обрабатывающая промышленность. По данным главы саратовского отделения «Партии Дела», Самарская область за март показала «минус 20%», Калужская область и Республика Коми с Архангельской областью: минус 10%. За счет сахара и гречки розница в Москве и Питере показала плюс 5%, но 33 региона ушли в «минус» — там людям закупаться особо не на что? В марте замер общепит – у него отмечался нулевой рост.
Олег Комаров отмечает, что Россия избегает дефолта по внешним долгам, однако есть мнения, что во 2-м полугодии держать оборону станет крайне трудно. Политик предполагает, что «страна не пропадет, и картина нашей социально-экономической жизни изменится, но не фатально».
— Сотовая связь продолжит работать, но станет дороже и какое-то время будет работать хуже, компьютеры у нас никто не отберет, да и импортные станки не остановятся. В конце концов инженеры, люди с техническим образованием у нас еще остались, так что освоенные в России за 30 с лишним лет западные технологии будут давать свои плоды, их тоже никто не отнимет. Исчезнувшие бренды наверняка к осени в России снова появятся, пусть и будут стоить дороже – но без них разве мы станем жить сильно хуже? — задается во многом риторическим вопросом экс-гордеп.
Он предполагает, что как во времена СССР снова получит развитие «черный» рынок, «серые» каналы поставок «да и контрабанда у нас карается не слишком строго».
— Да, всё окажется подороже, чем если бы шло по «белым» официальным каналам, но, как говорится, «а кому сейчас легко»? — заключает г-н Комаров.
Он считает, что в первую очередь необходимо противиться резкому удорожанию импорта, в том числе продовольствия, констатируя при этом, что импорт упал почти вдвое, а потребление населения РФ к началу мая сократилось на 10% год к году.
— Инфляция — 17%, далее будем смотреть. Обеднение населения неизбежно. Именно сжатие платежеспособного спроса сейчас тормозит инфляцию — люди просто меньше покупают. Довольно скоро мы дождемся снижения предложения товаров — затык в контейнерных перевозках означает, что бизнес не пополнит складские запасы, которые они сейчас распродают, — цитирует он Наталью Зубаревич.
Олег Комаров резюмирует: во 2-м полугодии встанет вопрос не только продовольственного импортозамещения, но и технологического. Это и чипы, без которых трудно делать современное вооружение, и вагоны РЖД, для ремонта которых требуются подшипники: ими Россия себя обеспечивает лишь на 60%.
— Беда, значит, будет нарастать не только в авиаперевозках, но и с железнодорожным транспортом. И на чем будем возить наше сырье на восточные рынки? — снова задается вопросом политик.
По его мнению, пришла пора возрождать отечественную подшипниковую промышленность. При этом он вспоминает о плачевной судьбе саратовского ГПЗ-3.
— Это крупное и я бы сказал стратегическое производство, которое, видимо, просто надо вернуть в руки государства, поскольку частники его просто гробят, не видя лично для себя перспектив развития и прибыли , — заявил глава саротделения «Партии Дела».
Он рассказал, что мощная интернет-компания в РФ не может закупить десятки тысяч серверов, необходимых как для обеспечения текущей работы, для масштабирования ИТ-инфраструктуры. И предполагает, что без интернета и сетевых услуг «народ просто взвоет».
Г-н Комаров считает, что во 2-м полугодии будут падать зарплаты и прочие доходы, пойдет дальнейший рост закредитованности, банкротств как физических лиц, так и обвалы фирм. Нарастание проблем испытают машиностроение, фармацевтика, пищевая промышленность телекоммуникации, производство электроники, банковский рынок, авиаперевозки, IT.
— Это не смертельные удары по экономики, но ощутимые. Мы их, конечно, отобьем тем или иным способом, но задача, как я ее понимаю – не только отбивать удары, но и смягчать их, а лучше – вообще не допускать, — говорит он, полагая, что главное — не допустить, чтобы Россия превратилась в страну третьего мира, на что и нацелены санкции.
По мнению Олега Комарова, «ситуация настоятельно диктует для российской экономики коренные изменения кредитной политики, арендной и налоговой политики». И напоминает: «Партия Дела» годами настаивает, чтобы правительство обратило внимание на создание льготных экономических условий для производящих, обрабатывающих и перерабатывающих отраслей отечественной экономики. И заключает: теперь без этого не обойтись.
По его мнению, нельзя игнорировать и импортозамещение, тем более, что Эльвира Набиуллина с Алексеем Кудриным уверены, что очередная волна кризиса начнется в конце лета-2022.
— Это будет так называемая «структурная перестройка экономики». И можно рассказать нам всем, особенно страдающему малому и среднему бизнесу – как к этому подготовится, и что нам в итоге придется импортозамещать? Не перестроят ли структуру российской экономики так, что места в ней для малого и среднего бизнеса вообще не останется? — продолжает задавать актуальные вопросы Олег Комаров.
Он подчеркивает: руководство страны в целом осознает глобальную сложность экономической ситуации на фоне западных санкций. И предполагает, что сейчас, вероятно, происходит то, о чем эксгордеп и доктор экономических наук уже давно настаивал: важно перераспределить налоговые доходы между центром и регионами, резко ослабить нагрузку на региональные бюджеты.
— Ведь не только от плохого местного управления и коррупции государственный долг той же Саратовской области составляет на май 2022-го года более 55 миллиардов рублей. Во многом это результат той самой порочной многолетней практики распределения львиной части налоговых доходов в пользу центра. Думаю, что во 2-м полугодии этот, уже анонсированный, процесс перераспределения бюджетного пирога, все же начнется. И это, надеюсь, поможет выжить всем сферам российского бизнеса, особенно среднего и малого, и нашей многострадальной социальной сфере, — заявил Олег Комаров.
Последние новости
Прямая телефонная линия для некоммерческих организаций в Саратове
Саратовская область проведет консультации для некоммерческих организаций.
Новые инициативы Министерства юстиции
Министерство юстиции запускает ряд новых инициатив для улучшения правовой системы.
Прием граждан в прокуратуре: защита трудовых прав в Саратове
В Саратове прошел прием граждан по вопросам трудовых прав и исполнительного производства.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией