В Татарстане выпустят катер с водородным двигателем, в США – вертолет. Руку к американской новинке приложил ученый из Саратова

В Зеленодольске на судостроительном заводе (подконтролен судостроительной корпорации «Ак Барс») заложили экспериментальное прогулочное судно, чей двигатель работает на водородных топливных элементах.

В Зеленодольске на судостроительном заводе (подконтролен судостроительной корпорации «Ак Барс») заложили экспериментальное прогулочное судно, чей двигатель работает на водородных топливных элементах.

Автор проекта петербургское ЦКБ «Балтсудопроект» (входит в состав ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ), судно должно быть создано в рамках контракта с Минпромторгом России на сумму в 634 млн рублей. Помимо самого катера, подрядчик должен провести ОКР по разработке технологий, проектированию, создать универсальные функциональные модули на водородных топливных элементах, а также заправочную станцию.

Проект должен реализовываться ускоренными темпами: закладка судна произошла 28 февраля, первые испытания модулей начнутся в мае 2023 года, а передача заказчику результатов ОКР запланирована на конец осени, как сообщают «Ведомости» со ссылкой на источник во ФГУПе.

По словам гендиректора КГНЦ Олега Савченко , сам корпус судна уже готов, он доукомплектовывается судовым оборудованием, энергетической системой. Плавать такой катер на водородном ходу будет в акваториях мегаполисов или в пляжной зоне курортов, за движение будут отвечать два винтовых электродвигателя мощностью 22 кВт каждый. Вместимость катера - 12 человек (включая двух членов экипажа), скорость хода составит 12,2 км/ч. Автономность плавания, которой хватит на 5 часов, будут обеспечивать водородные элементы, расположенные под кормой.

Маломерное судно, имеющее перспективу коммерческого применения, было специально выбрано для создания первого образца, однако сам по себе водородный двигатель – не новинка. Первенцем считается экспериментальный «Москвич-412» , который был выпущен в СССР еще в 1976 году.

Вода в его двигателе проходила через сложную систему окислов металлов-катализаторов, распадалась на кислород и водород и становилась топливом для мотора. При этом бензиновый двигатель тоже сохранялся, машина могла ехать как на водороде, так и на бензине или смеси двух видов топлива.

Этот автомобиль, работающий на простой воде, мог бы перевернуть мир, но идея, опережавшая инженерную мысль на целое поколение, была упрятана в долгий ящик. А потому первопроходцем считается Toyota, которая выпустила в 2015 году несколько водородомобилей, но о покорении рынка говорить пока не приходится.

Да, в перспективе водородный двигатель внутреннего сгорания должен обыграть стандартный бензиновый, обеспечивая большую мощность, больший запас хода и более короткое время дозаправки. Не последний момент и экология: такие авто выделяют только водяной пар, что позволяет сократить выбросы углекислого газа.

Однако при ближайшем рассмотрении новинка не так заманчива, как кажется: во-первых, водород — очень дорогое топливо и для его получения из газа нужно потратить больше энергии, чем полученный продукт даст впоследствии. Во-вторых, высоки затраты на очистку этого вещества, есть сложности с транспортировкой и хранением. В-третьих, даже получение водорода из воды с помощью электролиза не удешевляет процесс радикально, кроме того, это вещество еще и взрывоопасно.

Таким образом, автоконцерны хоть и не списывают со счетов водородную энергетику, пока делают ставку на электромобили. А вот энтузиасты из Татарстана считают, что в будущем энергетический модуль можно масштабировать под более мощные суда, причем уже сейчас водородное топливные элементы выигрывают у аккумуляторов по удельной емкости, кроме того, такое топливо позволяет двигаться по воде бесшумно, а это плюс при выполнении различных технологических и научных операций и научных исследований.

Что интересно, Саратов, не самый продвинутый в плане технологий и инноваций, тоже имеет отношение к магистральному тренду. В 2022 году стало известно, что первый в мире вертолет с водородным двигателем оснастят топливным элементом и трансмиссией от саратовского ученого.

Выпускник СГТУ Алексей Иваненко – совладелец американской компании HyPoint , которая прописана в Кремниевой долине и имеет контрактов на 14 млн долларов. За четыре года существования компания привлекла 10 млн долларов инвестиций, последний раунд в 4,5 млн был закрыт в марте 2021 года.

Первый образец своего водородного топливного элемента HyPoint создала на заводе в Черноголовке в начале 2020 года. Но с началом пандемии поиск клиентов для нового продукта осложнился, а потому компания запустили Zoom-конференцию, пригласив на нее ведущих игроков авиастроения.

Так HyPoint получила небольшой контракт на 60 тыс. долларов от старейшего вертолетостроителя Америки Piasecki Aircraft Corporation , затем от него же пришли инвестиции на 6,5 млн долларов. По условиям контракта HyPoint создает для Piasecki Aircraft Corporation систему водородных топливных элементов, плотность энергии которых в четыре раза выше, чем у существующих литий-ионных аккумуляторов.

Разработки от компании саратовчанина Иваненко – топливные элементы и трансмиссию - Piasecki Aircraft Corporation и EDM Aerotec намерены использовать в совместном вертолете. Еще один клиент HyPoint — проект по созданию водородных двигателей для самолетов ZeroAvia россиянина Валерия Мифтахова , который привлек инвестиции миллиардеров Билла Гейтса и Джеффа Безоса .

Конфликт России и Украины придал теме дополнительный импульс. Весь прошлый год Европа боялась взрывного роста цен на традиционные виды топлива и искала альтернативу. На волне этих настроений в 2022 году Казахстан и Svevind Energy Group (Швеция) подписали соглашение о строительстве завода по производству экологически чистого водорода мощностью 20 гигаватт, стоимость проекта – 50 млрд долларов. Установки электролиза смогут производить до 2 миллионов тонн зеленого водорода в год начиная с 2032 года.

Казахстан с его круглогодичными ветрами и солнечной радиацией является идеальной принимающей страной для проекта, так как обеспечит более низкие затраты на производство данного топлива. Всего же Евросоюз намерен произвести 10 миллионов тонн зеленого водорода и импортировать такое же количество из-за рубежа уже к концу десятилетия.

Справка «БВ». КГНЦ является разработчиком существующих и перспективных систем электродвижения с гребными электродвигателями различных типов, начиная от атомных ледоколов и до судов малого класса.

Последние новости

Саратовцев приглашают «Читать всей семьей»

До 30 сентября можно стать участником Всероссийского конкурса «Читаем всей семьей».

Молодой человек травммровался на батутах. Владелец батутного центра ожидает суда

Фото: СУ СКР по Саратовской области В Балакове следователями СК завершено расследование уголовного дела в отношении предпринимателя, обвиняемого в оказании небезопасных услуг,

Сегодня в балаковском Центра занятости прошла Ярмарка трудоустройства

26 июля 2024 года в модернизированном Кадровом центре «Работа России» города Балаково состоялась Ярмарка трудоустройства.

Card image

Сравнение гофрокартона с другими материалами упаковки по целому ряду параметров

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *