В Аткарске состоялась выставка картин художницы Евгении Макеевой

Весной 2022 года в зале изобразительного искусства Художественно-этнографического музея им.

Автор: Татьяна Мартикова

Весной 2022 года в зале изобразительного искусства Художественно-этнографического музея им. А. П. Бубнова открылась персональная выставка Евгении Александровны Макеевой.

«Не сдерживая своего восхищения и восторга, живописец и график Виктор Михайлович Авдеев, 1939 года рождения, повторял снова и снова «Молодец! Какая молодец эта женщина-художница!». Он осматривал экспозицию и снова подходил к зимнему мотиву с нашим Краеведческим музеем. И вновь слышу: «Всё, зарядился настоящим искусством! Побежал работать». Эту запись в книге отзывов сделал Пётр Алексеевич Трущелёв, наблюдая за реакцией на картины Евгении Макеевой.

Она уже 31 год проработала в ДШИ города Аткарска на художественном  отделении. За это время  Евгения Александровна воспитала целые поколения детей, которые любят, понимают и ценят искусство. Организатор выставки и автор экспозиции Пётр Алексеевич Трущелёв, создатель и хранитель Бубновского музея. На выставке представлены 23 работы, выполненные в различных техниках живописи. Также зрители смогут познакомиться с поэтическим творчеством художницы, газетным материалом и фотодокументами разных лет.

Здесь же представлены работы её ученицы Анны Волончук. Зрители познакомились как с учебными натюрмортами овощей, цветов, зарисовками фигуры человека, так и с пленэрными сельскими и городскими пейзажами. Особого внимания заслужили тематические композиции «Балет», «На пленэре».

Понять многогранность и талант художника, педагога, чуткого человека можно через поэтический образ, который родился под впечатлением от знакомства с творчеством Макеевой в стихотворении Тамары Порышевой:

Есть люди умные и скромные!
А для искусства – неуёмные!
Преподают, ткут и танцуют!
И на холстах наш край рисуют!

И красотою – не обижены!
И доброту в глазах их вижу я!
Не повезло прошедшим мимо!
А я горжусь знакомством с ними!

Они – вселенского терпения!
Необычайного умения!
Евгения – неповторима!
И будь всегда неотразима!

«Творите вдохновенною душою!» – строка из стихотворения Евгении Александровны, посвящённого Владимиру Ивановичу Пегушеву и написанного в 2001 году. Пожалуй, это точное выражения сущности художественного творчества. И в этом сама автор, её образ, где сочетаются  хрупкость, скромность, застенчивость, сдержанность, тактичность и огромное трудолюбие. Педагогическая работа занимает основное время для подготовки к занятиям и требует большой отдачи на уроках. Семья и работа в жизни человека – это основное, поэтому найти время для творчества сложно. И нужна большая любовь к искусству, чтобы постоянно им заниматься.

А истоком её пути стал город Орск Оренбургской области, где она родилась. Затем семья переехала в г. Калининск Саратовской области. Её увлечение искусством стало профессией. В 1991 году она с отличием окончила Саратовское художественное училище им. А. П. Боголюбова по специальности «Преподавание черчения и рисования». В 2005 году заканчивает Современную Гуманитарную Академию (г. Москва) по специальности «Бакалавр психологии».

Как закономерный результат многолетней педагогической деятельности стало событие, которое состоялось 26 апреля 2017 года. Евгения Александровна стала членом  творческого объединения Международного Союза педагогов-художников (г. Москва). Она участвует в областных, районных, городских выставках. Её живописные и графические работы находятся в Художественно-этнографическом музее им. А. П. Бубнова, в местном Краеведческом музее, в Детской школе искусства города Аткарска, в частных коллекциях Германии и России.

Её ученики – участники, победители, дипломанты, лауреаты городских, региональных, всероссийских, международных конкурсов.

Евгения Александровна с нежность и трепетностью обращается в своём творчестве к образу различных состояний природы в пейзажных мотивах. Половодье, ночной пейзаж, полдень, плывущие облака, лесная поляна, заход солнца – так разнообразны темы её работ. Но самое увлекательное, что ждёт зрителя – это высокое мастерство в работе акварелью, пастелью, маслом и смешанной техникой. Акварели тают на глазах, когда приближаешься и пытаешься проникнуть в секреты сложнейшей техники.

Тема яркой золотой осени тоже представлена в этой экспозиции. В пейзаже изумрудно-жёлтое небо, охристо-зелёные деревья и багряно-коричневая земля и всё это отражается в водной глади. Настроение тихой радости сочетается с напряжёнными силуэтами изломов стволов и веток. Лёгкая осенняя дымка заволокла деревья и растворила их в тумане. Устремлённость деревьев вверх придают пейзажу лёгкость.

«Ночной дворик» – притягивает взгляд своей таинственностью. Тёплый жёлтый цвет светящихся окон на фоне тёмного неба, деревьев, с отражением в лужице зеленоватых бликов вечернего освещения – всё вместе превращается в рассказ о жизни двора, о холоде ночи и тепле жилища.

В смешанной технике выполнен пейзаж с домиком на берегу реки. Лёгкая рябь воды увлекает зрителя в глубину пейзажа. Домик окружён деревьями и кустарником. И всё это пронизывает яркое солнечное освещение полдня. Истома этого времени суток выражается в работе  насыщенным цветом зелени и лёгкой проработкой теней.

Вечер, закат солнца, улица Ленина, вышка Пожарной части – сумерки сгущаются, и зритель погружается в угасающее состояние  природы. Увлекательно наблюдает зритель закат на Волге. Выразительные контрасты, напряжение царят и сгущаются над водной поверхностью. Тяжесть неба повисла над водной гладью, и только игра отражений привносит загадку этому вечеру. Нежные пастели в изумрудно-сиреневых тонах сдержаны по цвету и тонко проработаны и наполнены атмосферой вечности.

Акварельный «Портрет Арианны» единственный в экспозиции. Тонкое наблюдение за образом портретируемого позволяет автору раскрыть внутренний характер девушки – молодость, глубина, внимательность, обращённый на зрителя взгляд. Самоутверждение в диалоге со зрителем – это внутренняя работа души человека. Спасибо автору за глубину и широту трактовки современного молодого человека.

На выставке представлены натюрморты. Хлебосольный натюрморт с караваем, бубликами приглашает нас к чаю. Румяная выпечка аппетитно перекликается с весёлым, красным заварным чайником. Теплота атмосферы, уют и камерность притягивают взгляд зрителя.

Благоухающая «Сирень» наполняет город Аткарск своим цветением весь май и на картинах Евгении Александровны она самая нежная, мягкая, душистая. Действительно акварели, представленные на выставке, не броские, но глубиной и проникновенностью захватывают зрителя. В них таятся и счастье, и любовь к нашему краю. В отзывах зрителей мы это читаем. Матвеева Ольга написала: «Очень интересная выставка акварельных работ художницы Евгении Макеевой. Удивительно реалистично Евгения запечатлела исторические здания нашего любимого города. Глядя на картины, будто переносишься в эти места. При рассмотрении картин чувствуешь живое участие автора в каждой работе. Зная капризность акварельной техники письма, поражаешься правдивости и жизненности изображения. Картины вызвали только положительные эмоции. Желаю автору вдохновения и продолжения индивидуального творчества на долгие годы».

Тамара Порышева после посещения выставки написала такие поэтические строки:

Картины славят наш Аткарск:
Дубы и вязы, и берёзы…
Написан красками рассказ,
Что здесь на клумбах – наши розы!

И наше небо! И земля!
Давно знакомых улиц струны!
Что жизнь живётся, и не зря!
Благословение фортуны!

Увиден каждый мотылёк!
Замечен в парке цвет сирени!
Аткарск и близок, и далёк!
Какой он есть, такой и ценен!

Цвет добра – конечно, есть!
Тепло и свет родного края!
Всего, что было, мне не счесть!
И всё хорошее – я знаю! 

Художник-самородок Рустам Аманов написал в книге отзывов: «После просмотра выставочных работ Евгении я получил творческое вдохновение. Картины очень понравились, особенно работы, выполненные пастелью. Благодарю за ваш труд!».

Художник и скульптор Сергей Ломовцев дал высокую оценку: «Молодец! Написать акварелью такие работы – это Мастер! Желаю дальнейшего развития и творческих успехов. Я бы отметил «Вечер. Пожарка» и «Ночь во дворе»! Класс!».            

Посетитель выставки Сергей Конышев глубоко пережил увиденное: «Меня заинтересовало творчество Евгении, её картины придают силы жить и думать о будущем, отключиться от жестокого реального времени, где процветает культ цинизма и насилия».

Тепло отозвалась о выставке Любовь Любимова: «С удовольствием посмотрела картины педагога Евгении Макеевой. Особо понравилась природа – наша родная, живописная, узнаваемая! Тёплые, яркие, спокойные краски акварели подчеркнули красоту нашего края. Признательна за выставку, которая позволила отвлечься от суетного мира бытия и погрузиться в уютный мир искусства!».

Наталья Галкина, преподаватель ДШИ № 4 г. Энгельса, член Творческого Союза Художников России, согласилась написать свои впечатления о студенческом периоде её учёбы и дружбы с Евгенией Александровной: «Начало учебного 1987-1988 года. Саратовское художественное училище. Вчерашние абитуриенты, прошедшие весьма серьёзный конкурс, начинают осваиваться  в новой среде. Среди шумных мальчишек вижу миловидное лицо девушки, улыбка которой притягивает и вызывает полное доверие. Познакомившись, мы отправляемся с ней на прогулку по Саратову. Так, Евгения Хардина (Макеева) стала моей  подругой, и продолжает ею оставаться на протяжении 35 лет. В училище всегда царила особая творческая атмосфера. С первых же дней все увлеклись пленэром. Четверокурсники приглашали нас, начинающих художников, с собой на этюды. Акварели Евгении всегда отличались высоким качеством исполнения. Сказывались природный талант и крепкая подготовка в Калининской художественной школе, где преподавали  Александр Петрович и Людмила Владимировна Истомины. На итоговых просмотрах работы Жени  часто использовались как образец максимального уровня подготовки студента. Нам посчастливилось учиться у настоящих мастеров своего дела, художников  Е. А. Кузнецова, В. С. Успенского, В. Л. Маслова, В. А. Белоновича, А. Ф. Саликова. После основных учебных занятий находили время на самостоятельную творческую практику и посещение лучших художественных музеев. Великий Новгород, Ленинград, Москва неоднократно становились целью нашего «культурного паломничества». Окончание училища в 1991 году с красным дипломом открывало дорогу на получение высшего художественного образования, но стремление к самостоятельности  и самовыражению, а также обострение политической ситуации в стране поспособствовали тому, что мы, выпускники, поехали работать по направлению в Детскую художественную школу г. Аткарска. На фотографии первого выпуска трудно выявить учеников и преподавателей. Настолько юными были молодые учителя. Но скидок на возраст не существовало, и поэтому приходилось  обучать даже тех ребят, кто не выказывал большого желания повысить свой профессиональный уровень. И по сей день Евгения Александровна является одним из ведущих преподавателей изобразительного искусства в своей школе. Она неоднократно принимала участие в выездных пленэрах учрежденческого и регионального уровней. Лауреат областных выставок-конкурсов художников-преподавателей. Многие из бывших выпускников, получивших свой первый творческий опыт в живописи под чутким руководством Евгении Макеевой, связали свою жизнь с искусством. Восприимчивость к красоте и гармонии выливается в различные формы творческой реализации. Евгения  пишет тонкие проникновенные стихи, прекрасно танцует, занимается прикладными ремеслами. Энергия творчества побуждает к действию. Настоящий художник рождается тогда, когда желание творить и создавать не требует наличия внешних импульсов, а становится непреодолимой внутренней потребностью. Любимым же занятием, которое придает жизни особый смысл, была и остаётся живопись. Картины, созданные Евгенией, несут в себе жизнеутверждающее начало, хотя отражают ту привычную действительность, которая нас окружает. Атмосферность, передаваемая через мокрый асфальт, трепет листвы, зеркальную гладь воды, позволяет «погрузиться» в картину, «включая» наши рецепторы ощущения запахов, звуков, шероховатостей фактур».

Как много дают для понимания творческого пути художника воспоминания о поре обучения и становления художника и педагога. Искренность, объективность, образность воспоминай Натальи Галкиной, открывают нам ещё одну грань жизни Евгении Александровны.

Пётр Алексеевич Трущелёв, знающий художницу со дня приезда её в наш город, написал в книге отзывов: «Картины Жени, выполненные в разной технике, – это сама художница – не броская в миру и творчестве, но яркая в педагогике, от картин исходит задумчивость и свет. Отмечу, живописцев на Аткарщине, работающих акварелью, мало. Она трудна, не каждому поддаётся. Макеевой акварель покорилась!».

Последние новости

С 1 января 2025 года налогоплательщики смогут подать жалобу в упрощенной форме

УФНС России по Саратовской области сообщает, что с 2025 года в соответствии со статьей 140.1 НК РФвводится новый порядок рассмотрения жалоб.

Как вырастет размер пенсии работающих пенсионеров Саратовской области в январе 2025 года

Начиная со следующего года Социальный фонд России начнет индексировать размер пенсий работающим пенсионерам.

На заметку балаковским родителям: правильный рацион ребёнка в новогодние праздники

Новогодние праздники — время волшебства, чудес и изобилия вкусных угощений.

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Якутске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *