Школа любви и служения
Слово «семинария» в переводе с латинского означает «рассадник», то есть помещение, где выращивают рассаду.
К 30–летию со дня возрождения Саратовской духовной семинарии
Слово «семинария» в переводе с латинского означает «рассадник», то есть помещение, где выращивают рассаду. В России его еще называют теплицей — это место, где есть все необходимое, чтобы появившиеся всходы окрепли и превратились в жизнестойкие саженцы, готовые к пересадке в открытый грунт, в более суровую среду. В Саратовской православной духовной семинарии созданы все условия, чтобы выращивать и укреплять духовные «саженцы» — новых пастырей Церкви Христовой. Глубокие корниСаратовская православная духовная семинария была создана в 1830 году и очень скоро стала одним из лучших духовных учебных заведений в России. Здесь преподавали талантливые ученые, образованнейшие люди своего времени. В их числе — профессор, знаток риторики, поэзии и французского языка К. М. Сокольский, преподаватель философии, греческого языка и гражданской истории И. Ф. Синайский, преподаватель физико-математических наук и немецкого языка Я. А. Розанов, преподаватель словесности, магистр богословия Г. И. Воскресенский и преподаватель философии, кандидат богословия И. П. Иловайский. Многие выпускники семинарии были впоследствии прославлены в лике святых: праведный Александр Чагринский, священномученики Константин Голубев, Иоанн Днепровский, епископ Соликамский Феофан (Ильменский), епископ Пензенский Феодор (Смирнов) и другие.
После революции, в 1918 году, занятия в Саратовской семинарии прекратились. Ее работа возобновилась после Великой Отечественной войны, когда политика государства в отношении Церкви несколько смягчилась. Во время хрущевских гонений на Церковь семинарию снова закрыли. Третье ее рождение пришлось на постсоветские годы, и главная заслуга в этом принадлежала архиепископу Саратовскому и Вольскому Пимену (Хмелевскому).
С 1985 года владыка Пимен неоднократно обращался в Саратовский городской совет с просьбами возвратить Саратовской епархии здание бывшего Архиерейского дома на улице Волжской для размещения в нем духовной семинарии. Сейчас это здание епархиального управления, а до возвращения его Церкви там несколько десятилетий располагалась библиотека медицинского университета. Только через шесть лет упорной борьбы владыки Пимена вопрос был решен положительно.
В 1992 году семинария по решению Священного Синода вновь была открыта, на первый курс поступило 30 человек. Одним из них был нынешний преподаватель СПДС, настоятель храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при Саратовском госуниверситете протоиерей Кирилл Краснощеков.
«Семинария принципиально изменилась за эти годы, — утверждает отец Кирилл. — Сейчас совсем другая материальная база, мы располагаемся в историческом здании, на улице Мичурина, 92 — большом, просторном, где есть все необходимое для жизни семинаристов и учебного процесса, есть прекрасная библиотека. Конечно, и уровень преподавания в семинарии тоже возрос, поскольку научная школа всегда нарабатывается годами. Те 30 лет, которые прошли со дня возрождения Саратовской духовной семинарии, были временем формирования своей собственной научной школы, своей профессорско-преподавательской корпорации, которая весьма успешна, что отражается и в рейтингах Учебного комитета. Уже несколько лет мы находимся в первой десятке российских семинарий».
Крепкий духовный стерженьЦентр духовной жизни семинарии, конечно же, храм. Он освящен в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и располагается в семинарском здании.
Именно здесь будущие пастыри приобретают навыки литургической жизни, несут певческое и пономарское послушания. Старшекурсники учатся проповедовать: сначала произносят проповеди за вечерней молитвой, где присутствуют лишь семинаристы, а через год уже проповедуют на общем богослужении в храме. Студенты несут послушания в храмовой ризнице, на церковной звоннице, но главное — учатся богообщению. Ведь невозможно научить молитве других, если ты сам ей не научился.
«Храм — это главная аудитория в семинарии, — поясняет первый проректор семинарии иеромонах Серафим (Баранов). — Здесь наши воспитанники учатся любить Церковь. Что это значит? Мы не можем полюбить то, чего не знаем. Необходимо показать студенту красоту и глубину богослужения, дать почувствовать и понять, что Церковь является для него кораблем спасения. И не только для него — без нее существование любого человека не имеет глубокого смысла. Именно в Церкви есть все, что необходимо каждому для его внутреннего совершенствования, для научения других людей, для обретения смысла человеческой жизни. Другого источника нет».
По словам ректора Саратовской семинарии протоиерея Сергия Штурбабина, глубокое, полноценное погружение в церковную традицию — одно из наиболее важных требований к абитуриенту при поступлении в духовную школу. «Будущих студентов мы принимаем на основании результатов единого государственного экзамена по русскому языку и обществознанию, к этому добавляются дополнительные испытания по основам православного вероучения. Кроме того, для поступления необходима рекомендация приходского священника, являющегося духовником будущего семинариста. Воцерковление — это обязательное условие, но помимо этого должно быть и определенное призвание. Должна быть особая внутренняя потребность послужить Церкви — послужить всей своей жизнью, не оглядываясь назад, не размениваясь на скоропреходящие, временные явления. Должна быть решимость окончательно и бесповоротно связать свою жизнь с церковным служением. Именно этого мы ожидаем от будущих священников и к этому должны быть готовы наши абитуриенты».
Плоды образованияНа приходе священнику предстоит нести много трудов, для которых потребуется множество знаний и умений. Поэтому годы учебы в семинарии, пребывания в этих «тепличных» условиях должны дать будущему пастырю максимально широкую и надежную образовательную базу.
Большая часть педагогов семинарии — священнослужители с высшим богословским образованием, у многих — ученая степень кандидата богословия. Большинство из них уже давно в священном сане, так что в процессе обучения происходит передача не только теоретических знаний, но и живого пастырского опыта. Для будущих священников это очень важно, ведь порой ни в одной книге не найти ответов на те вопросы, с которыми приходится сталкиваться настоятелю на приходе.
Небогословские дисциплины чаще преподают миряне, в их числе — доктора и кандидаты наук. В семинарии пять кафедр: библеистики, богословия, филологии, церковной истории и кафедра церковно-практических дисциплин, в которые входят, в частности, гомилетика, миссиология, педагогика. Студенты семинарии изучают языки, как древние (латинский и древнегреческий), так и современные — английский, немецкий, французский. Серьезно преподаются философия, риторика и логика. А основой учебного процесса является изучение Священного Писания, догматического богословия и литургики — науки о богослужении.
«Мне нравится в принципе весь блок церковно-практических дисциплин, но более всего литургика и миссиология, — делится студент четвертого курса Даниил Пронин. — Недавно мы проводили миссионерское богослужение, на котором давали комментарии, объясняя прихожанам смысл разных действий службы. Я с большим воодушевлением к нему готовился, мне было интересно послушать и своих товарищей. Это был очень интересный опыт. А литургика как никакой другой предмет помогает разобраться в богослужении, чтобы потом, будучи священником, не совершать священнодействие механически, а осознавать, что мы делаем, для чего и какой смысл в этом заключен. Богослужение сакрально, оно связано с тайными смыслами, все действия в нем символичны. Литургика помогает раскрыть это для себя, а потом свои знания передать через проповедь прихожанам и другим людям».
Будущему священнику жизненно необходимо умение петь, и в Саратовской семинарии этому виду обучения уделяют особое внимание. Отсутствие слуха не является препятствием для освоения программы — мастерство преподавателей с Божией помощью иногда совершает настоящие чудеса: совсем не способные к музыке студенты начинают чисто петь и держать свою партию.
Пению обучаются все студенты, а вот в состав хора семинарии отбираются самые музыкально одаренные. Семинарский хор нередко выступает на различных мероприятиях, в том числе вместе с недавно образованным хором духовенства Саратовской епархии, состоящим, опять же, по большей части из выпускников СПДС.
Гордость семинарии — богатейшая библиотека, общий фонд которой — свыше 47 тысяч экземпляров различных изданий. Особое достояние — редкие дореволюционные издания и ценные альбомы по живописи и искусству. Библиотека дает возможность семинаристам не только полноценно готовиться к занятиям, но и заниматься научной работой. Студенты активно участвуют в культурных, духовно-просветительских, социальных и миссионерских проектах, научно-практических конференциях регионального и общероссийского масштаба.
Под крышей дома твоегоПрограмма обучения насыщенная, поэтому руководство семинарии заботится о том, чтобы студентов не отвлекали никакие бытовые проблемы. Саратовская семинария — учебное заведение закрытого типа. Студенты, не состоящие в браке, в обязательном порядке проживают в общежитии и подчиняются правилам внутреннего режима: общий подъем, общий отбой, общие молитвы — утренняя и вечерняя, совместное участие в богослужениях, обязательное посещение уроков, вечером — самоподготовка, как в военных училищах. Вообще, у семинаристов и курсантов немало общего — ношение формы, дежурства, строгий распорядок дня. В годы учебы студенты находятся на полном бесплатном обеспечении: им предоставляют четырехразовое питание, форму, выплачивают стипендию.
Как складываются в таком большом и тесном сообществе отношения между студентами? Ведь учатся здесь люди очень разные: из разных регионов России и Ближнего Зарубежья, уже имеющие светское образование и опыт жизни и пришедшие сразу после школы. На расспросы о конфликтах и сложных ситуациях студент четвертого курса Федор Анохин признаётся, что, конечно, проблемы бывали, но человека стороннего, наверное, сильно удивило бы, что именно семинаристы считают проблемами. «Мой курс, с которым я проучился эти годы, мне кажется, один из самых дружных. Мы согласны друг с другом по большинству вопросов, так что каких-то сложных путей поиска компромиссов нам и не требуется. Поэтому для нас то, что я называю проблемами, — это, естественно, не драки, не серьезные раздоры, после которых кто-то не общается с кем-то месяц или два. Проблема для нас — это когда повздорили о чем-то несколько минут, а еще через десять минут или вечером подошли и попросили друг у друга прощения. Но мы настолько дорожим семейной, дружественной обстановкой, что даже этого стараемся избегать».
«Так сложилось, что все четыре года, пока я учусь в семинарии, к нам поступают хорошие ребята, с которыми действительно интересно общаться, — добавляет Даниил Пронин. — У всех очень разные судьбы, разные характеры. Бывало, что приходили ребята не совсем порядочные или склочные, но они со временем либо исправлялись, либо уходили. Такой человек не может в семинарии учиться, он подрывает дух коллектива и сам это чувствует. А в целом здесь очень спокойная обстановка. Я знаю, что в некоторых учебных заведениях существует борьба за внимание преподавателей: студенты пытаются как-то обличить других студентов, чтобы занять “место под солнцем”. В семинарии, к счастью, этого нет. Здесь все завязано на взаимопомощи. Ты хочешь помогать другим, потому что понимаешь, что все к тебе расположены, тебя понимают и принимают. Поэтому духа соперничества в таком коллективе априори быть не может».
Не стоит думать, что жизнь семинариста наполнена только богослужениями и научными штудиями. В ней есть место и отдыху, и культурному досугу. Здание семинарии расположено в центре города, буквально в шаговой доступности от главных музеев, концертных залов и театров Саратова, и семинаристы охотно бывают там. «В свободное время можно заниматься всем, чем угодно, — рассказывает Константин Зверев, студент второго курса. — Можно погулять, можно, например, поиграть в футбол. Раз в неделю в свободное время мы собираемся, арендуем футбольное поле и играем со знакомыми священниками или между собой. Это помогает выплеснуть энергию, улучшает настроение. Можно заниматься в спортзале, который оборудован здесь, в семинарии. Можно ходить на собрания православных молодежных обществ, которых у нас в Саратове много — “Ковчег”, “Ладья”... Это интересное, живое общение». Прогулки, культпоходы, участие в просветительских и волонтерских акциях расширяют не только кругозор, но и круг общения семинаристов, в том числе помогают им в решении такой важной задачи, как поиск спутницы жизни.
Жизнь саратовских семинаристов насыщенна, и в стенах родной alma mater созданы все условия, чтобы будущие пастыри выросли, созрели и получили достойное образование.
Газета «Православная вера», № 13 (705), июнь 2022 г.
[ Ольга Бытко ]Последние новости
Завтра стартует региональный этап Всероссийской олимпиады школьников
Завтра, 11 января, в Саратовской области начнётся региональный этап Всероссийской олимпиады школьников.
С 1 января в Саратовской области повышены МРОТ и минимальная заработная плата
В Саратовской области с 1 января 2025 года минимальная заработная плата составляет 23 тысячи рублей.
Статистика балаковского травмпункта за новогодние выходные
Все каникулы травмпункт Балаковской районной поликлиники работал в круглосуточном режиме − как и во все другие дни года.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией