"Прокурорский интерес". На ситуацию вокруг ЖК "Победа" обратили внимание в Москве
Ситуация вокруг ЖК "Победа" и роль в ней прокуратуры Саратовской области (и лично ее руководителя Сергея Филипенко ), похоже, заинтересовали администрацию Президента РФ и генпрокуратуру.
Ситуация вокруг ЖК "Победа" и роль в ней прокуратуры Саратовской области (и лично ее руководителя Сергея Филипенко ), похоже, заинтересовали администрацию Президента РФ и генпрокуратуру. ИА "Взгляд-инфо" и другие саратовские издания (в частности, "Бизнес-Вектор" ) неоднократно рассказывали о том, как из-за вмешательства местного надзорного органа строительство жилого комплекса в поселке Юбилейный из перспективного инвестпроекта превратилось в проблемную стройку. Наш сайт посвятил этой теме материалы " Сделать из "Победы" беду ", " Инструкция по уничтожению " и другие публикации , и вот теперь на аналитические и расследовательские материалы журналистов обратили внимание и на Старой площади, и на Большой Дмитровке.
Беды "Победы"
В проблемный объект ЖК "Победа" (проект реализовывали три компании - ООО "СК ЖБК-3", ЗАО "ПП ЖБК-3" и ООО "Ксиан") превратился после того, как прокуратура региона инициировала изъятие земельных участков под объектами незавершенного строительства. Поводом для этого послужило якобы неправомерное изменение вида разрешенного использования участков, которое, что примечательно, ранее согласовали и городская прокуратура, и мэрия. В процессе к ООО "Ксиан" предъявили претензии в связи с отсутствием в проекте осваиваемой застройщиком территории детсада, однако даже после того, как предприниматели внесли его в проект и выразили готовность пожертвовать под эти цели часть приобретенной территории, иски не были отозваны.
Как уже отмечало ИА "Взгляд-инфо", подобные действия возглавляемого Сергеем Филипенко надзорного органа явно шли вразрез с приказом Генеральной прокуратуры РФ № 195 от 7 декабря 2007 года. Ведомственный нормативный акт указывал на недопустимость необоснованного вмешательства "в экономическую деятельность предприятий и организаций и вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами". Помимо этого, прокурорам предписывалось не приостанавливать деятельность производства и строительство объектов (если это не угрожает безопасности граждан) и не разрушать существующие правоотношения.
Стоит отметить, что, изымая у инвесторов отведенную под постройку многоэтажных жилых домов землю, прокурорские работники в обход своих собственных установок не стали обращать внимание ни на наличие уже выданных разрешений на строительство и активное возведение МКД, ни на уже имеющуюся инженерную инфраструктуру, созданную на средства одного из арендаторов участков - ООО "Ксиан".
Скорее всего, именно инициированное прокуратурой судебное разбирательство и спровоцировало вывод активов в предприятиях "ЖБК-3", что окончилось для контролировавшей их семьи Колесниченко уголовным делом. Причем, этот процесс, завершившийся финансовым крахом группы компаний, шел при полном попустительстве областной прокуратуры, которая могла сберечь ресурсы для последующей выплаты компенсаций дольщикам.
Примечательно то, что прокурора Саратовской области Сергея Филипенко и его первого заместителя Иосифа Минеева на различных совещаниях неоднократно предупреждали о начавшемся выводе активов застройщика и последующих рисках для дольщиков, но, по всей видимости, первые лица прокуратуры области, руководствуясь своими, не исключено, что "небескорыстными" мотивами, предпочитали эти предупреждения не замечать, сделав виноватыми в произошедшем руководство ООО "Ксиан". Так же позже прокуроры не замечали, как на "Авито" выставили на продажу квадратные метры в проблемной новостройке, и на роль в реализации будущих квартир пензенских фирм (об этом писал "Бизнес-Вектор" ), которые могут иметь отношение к известному специалисту по решению проблем обманутых дольщиков и получению земельных участков Роману Усанкину , родному брату депутата облдумы Юлии Литневской .
Действительно, с невозможностью исполнять свои обязательства столкнулось и ООО "Ксиан", но, правда, в случае с этой компанией причиной банкротства стал исключительно блокированный прокуратурой проект. В ЖК "Победа" застройщик вложил значительные средства и после инициатив прокуроров не смог ни достроить дома, ни вернуть деньги дольщикам. Это стало основанием для возбуждения уголовного дела в отношении директора ООО "Ксиан" Сергея Захарова и одного из его учредителей Елены Денисовой , которое весной этого года было прекращено за отсутствием состава преступления, а за обоими его фигурантами было признано право на реабилитацию.
Результатом бурной деятельности, которую по инициативе Сергея Филипенко развернула прокуратура, стали 700 оставшихся без квартир семей дольщиков, ущерб в 1,29 млрд рублей в виде компенсаций, которые пришлось им выплатить (за счет Фонда развития территорий) и около 2 тыс. безработных, рабочих, сокращенных в результате банкротства застройщиков. Не говоря уже о недополученных бюджетом налоговых отчислениях и сокрушительных ударах по инвестиционной привлекательности региона и строительной отрасли, а значит и по всей экономики губернии.
Что касается последнего направления "работы" надзорного органа, то здесь его успехи особенно заметны, поэтому неудивительно, что ситуация вокруг ЖК "Победа", наконец, привлекла внимание администрации Президента РФ, поручившей генпрокуратуре объективно разобраться в том, что случилось с перспективным стройпроектом, и проверить те доводы, которые приводили "Взгляд" и другие СМИ в своих публикациях.
Неправомочные оценки
Именно поэтому на минувшей неделе в департамент жилищной политики Министерства строительства ЖКХ РФ поступило письмо генпрокуратуры, из которого следовало, что в ведомстве Игоря Краснова решили разобраться в том, что случилось в Саратове. А потому в тот же день из федерального Минстроя был отправлен запрос в правительство Саратовской области с просьбой представить свое видение ситуации с "Победой".
Это видение (а переписка федерального министерства и областного минстроя имеется в распоряжении редакции) по большей части совпадает с прокурорским. В частности, в письме, завизированном региональным министром Сергеем Соколовым , говорится, что корнем проблемной ситуации стали… разногласия между застройщиками, реализовавшими проект, а также их неспособность "отвечать по своим обязательствам, в том числе по обязательствам, связанным со строительством многоквартирных домов". При этом от оценки роли прокуратуры области, инициировавшей изъятие у "Ксиана" земельного участка, областное министерство подчеркнуто воздержалось, сославшись на то, что оно "неправомочно давать оценку" ее действиям.
Однако в соколовском ответе федеральному минстрою имеется, по крайней мере, два интересных нюанса.
Во-первых, министр подчеркивает, что "проведенными проверками факты нецелевого использования средств, привлеченных по договорам участия в долевом строительстве, не установлены". Иными словами, со стороны застройщиков криминала в том, что граждане не получили своих квартир в "Победе", нет.
Получается, что реализовывавшие проекты компании были с дольщиками честны, что, кстати, и показывает ситуация вокруг "Ксиана". Уголовное дело о мошенничестве в отношении его совладельца и директора закрыли, а в ситуации с "ЖБК-3" выявили лишь состав преступления по статье "преднамеренное банкротство" (обвиняемым проходит гендиректор ЗАО "ПП ЖБК3" Константин Колесниченко ; материалы передали в суд менее месяца назад).
Во-вторых, что еще более интересно, Соколов, который воздержался от оценки "экспроприаторской" политики прокуроров, признал, что в случае с "Ксианом" "изъятие земельного участка не могло не отразиться на общей ситуации", так как строительство инженерных сетей (водоснабжение, водоотведение) застройщик осуществлял "с учетом строительства всех многоквартирных домов рассматриваемого жилого комплекса". То есть фактически чиновник признал, что кризисная ситуация инспирирована надзором.
Представленная переписка говорит не только об интересе генпрокуратуры к ситуации с "Победой" и стремлении ведомства Игоря Краснова объективно разобраться в ситуации, но и о том, что областная исполнительная власть фактически заняла позицию отрешенного наблюдателя. И это в то время как инициативы региональной прокуратуры и лично Сергея Филипенко фактически поставили под вопрос существование в губернии строительной отрасли как таковой.
Инициативы по изъятию у бизнеса земли и уже построенных объектов, отсутствие земельных аукционов и их замена сомнительными схемами, в результате которых участки без торгов достаются аффилированным представителям власти "инвесторам" с неоднозначной репутацией и другие новации надзора, осуществляемые под лозунгами наведения порядка и установления законности, привели к невиданному подъему коррупции, давлению на бизнес (подтверждение тому - резонансное уголовное дело экс-замглавы администрации Саратова Антона Корнеева ).
Сигналы о бедственном положении бизнеса и экономическом упадке региона, о которых уже несколько лет пишут СМИ, и заявляют эксперты и общественность остаются без внимания. А их обращения в Москву, а также письма пострадавших представителей предпринимательского сообщества долгое время спускались для рассмотрения в Саратов, в результате чего жалобы на того же Сергея Филипенко попадали на рассмотрение его же подчиненным, которые даже не вызывали для опроса заявителей, а лишь составляли шаблонные отписки о том, что "оснований для принятия мер надзорного реагирования не выявлено". В этой связи случай с ЖК "Победа" - представляется частностью, характеризующей общее положение дел в регионе.
В случае со строительной отраслью изощренным издевательствам подвергается значительная часть предпринимательского сообщества . Причем за неприкрытым давлением, а порой и откровенными репрессиями явно стоят личные мотивы самого Сергея Филипенко, который от имени государства и якобы в интересах государства вершит свои личные вендетты. В подобных случаях прокуратура пускает в ход весьма разнообразный спектр пыточных инструментов, начиная от экономического удушения, посредством отъема активов, и заканчивая возбуждением уголовных дел, которые не имеют процессуальных перспектив (но идут в зачет статистам из прокуратуры), а лишь создают дополнительную нагрузку на правоохранительную и судебную системы.
Безнаказанность, с которой действует областная прокуратура, приводит к остановке и банкротству крупных предприятий и упадку целых отраслей региональной экономики (не только строительства). Лишь отдельные хозяйствующие субъекты в обстановке искусственно созданного кризиса оказываются в состоянии сохранить свои коллективы, что оборачивается массовыми увольнениями и подогревает социальную напряженность. Поэтому неслучайно многие предприниматели ищут площадки для дальнейшей деятельности за пределами нашего региона - и не только в обеих столицах, но и просто в соседних субъектах (например, в Пензенской области), свободных от прокурорского гнета и сращивания надзора с местной партийно-политической номенклатурой.
Рвение Сергея Филипенко и его подчиненных подогревается не только отсутствием сопротивления явно сомнительным действиям, но и тем, что у областного прокурора не было положенной по истечении 5-летнего срока полномочий комплексной проверки. Любая проведенная независимая проверка выявила бы по целому ряду направлений работы ведомства ситуацию, аналогичную той, что привела к скандалу с пытками в ОТБ-1 , в которой бездействие прокуратуры (не исключено, что материально мотивированное) стало залогом правового беспредела и существования конвейера пыток и издевательств над осужденными . После подобной пятилетки такую комплексную ревизию с участием представителей администрации президента, ФСБ России и СК РФ многие саратовские предприниматели восприняли бы с небывалым энтузиазмом, и она смогла бы вернуть бизнес-сообществу веру в правосудие.
Материал подготовлен редакцией ИА "Взгляд-инфо"
Последние новости
Перевыпуск квалифицированной электронной подписи без визита в налоговую
УФНС России по Саратовской области информирует о возможности дистанционного перевыпуска КЭП.
Судебное заседание по делу о возврате некачественного автомобиля
Студенты института юстиции прокуратора стали свидетелями настоящего судебного процесса.
Рост зарплат в Саратовской области: медленное движение к лучшему
Саратовская область продолжает занимать 11-е место по уровню зарплат в ПФО.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку