Небо, вода и радость
«Cоскучились по крестным ходам!» — такое настроение в нашей епархии витало уже давно.
«Крестный ход — это своя, особая жизнь,— поясняет Наталья Викторовна Юрина, в течение многих лет неизменный участник и один из организаторов крестного хода в Вавилов Дол.— Люди идут за благодатью, которую не получишь дома, в привычной обстановке. Обычно приходишь в храм, и мысли о чем? Что после службы приготовить, куда побежать, что сделать... А крестный ход — это особое пространство и время, когда остаются где-то далеко эти повседневные тревоги, и мы в нем все — как одна семья».
19 июня митрополит Саратовский и Вольский Игнатий побывал с архипастырским визитом в Воскресенском благочинии, где узнал о местной традиции крестного хода к источнику святой Параскевы Пятницы. В конце XIX столетия там была явлена большая икона великомученицы Параскевы. Ее дважды переносили в храм близлежащего села Усовка, но она вновь чудесным образом оказывалась у родника. Тогда святыню перенесли в храм Елшанки, где она и осталась. Каждый год, в десятую пятницу по Пасхе, духовенство и верующие совершали в память этого явления крестный ход к источнику. По молитвам великомученице Параскеве в этом святом месте известно немало случаев исцеления от разных недугов. В годы гонений ХХ века образ был утрачен, но память о нем хранилась верующими. В наши дни этот крестный ход на приходском уровне также проходил ежегодно. А в этом году владыка Игнатий благословил провести его на епархиальном уровне. Сообщество крестоходцев встретило эту идею с воодушевлением. Епархиальная комиссия по принесению святынь и организации крестных ходов с активной помощью волонтеров-крестоходцев в кратчайшие сроки организовала проведение шествия.
1 июля, в 10-ю пятницу по Пасхе, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Божественную литургию в храме новомучеников и исповедников Церкви Русской села Елшанка Воскресенского района.
С утра в Елшанку прибыли автобусы с паломниками из Саратова и благочиний епархии, приехали также представители воинства, казачества, семинаристы, студенты СГУ. По разным оценкам в крестном ходе приняли участие от 500 до 700 человек. Для Причастия крестоходцев потребовалось сразу семь чаш! Причастившись, участники крестного шествия выдвинулись к источнику.
Расстояние от елшанского храма до источника святой Параскевы Пятницы — два с половиной километра, продолжительность пути — около полутора часов. Погода была прохладная, и казалось, что этот поход станет просто приятной прогулкой. Но Господь решил иначе.
Пока шла служба, светило солнце, и тихая прохлада утра освежала молящихся во дворе людей, которым не хватило места в переполненном сельском храме. Но как только крестный ход построился и широкой колонной выдвинулся из ворот, налетел сильный ветер. Он словно пытался вырвать хоругви из рук крестоходцев — полотна то взмывали в небо, то рвались из стороны в сторону, не щадя лиц тех, кто их нес. Наконец разразился ливень. Попадая под дождь, мы обычно переходим на бег и видим рядом людей, пытающихся спрятаться от небесной воды. На этой сельской дороге всё было иначе. К автобусу, сопровождавшему колонну, свернули единицы — в основном люди с маленькими детьми. Все остальные решительно продолжали путь под потоками дождя. Не согнулись спины, не сократился маршрут, только пение стало более уверенным, «боевым» — и почему-то радостным. Видимо, то, что такое испытание выпало на этот вроде бы короткий путь, укрепляло и радовало крестоходцев, каждый увидел в нем какой-то счастливый знак.
Нина Николаевна Сидякина — одна из самых старших участниц крестного хода. Маленькой хрупкой старушке — 80 лет, и к источнику святой Параскевы она идет второй раз. А первый был 63 года назад. Когда-то, в далеком 1959 году, этот крестный ход изменил ее жизнь.
Тогда юная Нина только что с отличием закончила школу в Воскресенском и собиралась поступать в медицинский институт, но вдруг стала часто болеть ангинами. В результате получила осложнение на сердце и ослабела настолько, что слегла. Врачи разводили руками и не могли помочь девушке. Угасающая Нина лежала в своей комнате и, глядя на цветущую за окном весну, прощалась с жизнью.
«А тут приходит к нам соседка верующая, тетя Оня — Анисья ее звали,— вспоминает Нина Николаевна.
— Лежишь? — спрашивает.— А вот скоро все пойдут крестным ходом к источнику Параскевы, там много исцелений у людей бывает. Пойдешь со мной?
— Я, тетя Оня, куда хочешь пойду, лишь бы поправиться.
— Ну вот и хорошо, сходим. Только ты не забудь, что обещала.
Сказала так и ушла. А мне как-то вдруг легче стало! С каждым днем все лучше, и я поднялась. Ходить стала и вскоре даже на танцы с подружками сходила! Недели через три снова пришла соседка.
— Бегаешь?
— Бегаю!
— А помнишь, ты обещала, что мы с тобой к источнику пойдем?
— Ой, помню!.. Мама, собирай меня!»
До сих пор в подробностях помнит Нина Николаевна этот поход. К источнику шли три дня. С собой в дорогу взяли только воду, хлеб, лук и соль. Ночевали у добрых людей, которые охотно привечали крестоходцев. Тогда, в 50-х, за участие в крестном ходе преследовали: могли с работы выгнать, из колхоза исключить, судили товарищеским судом. Но это не останавливало людей. К источнику святой Параскевы шли маленькими группами со всей области, и к 10-й пятнице по Пасхе в этом святом месте собирались сотни людей. Дошли к нужному дню и Нина с Анисьей. «Уже когда к источнику подходили, я что-то устала сильно, присела у дороги, а тетя Оня одна пошла вперед,— рассказывает Нина Николаевна.— И вскоре вдруг вижу: люди бегут оттуда, кричат, что облава там, не пускают никого, ищут кого-то. Прибежала и соседка, говорит: “Нина, как тебя Господь спасает! Ведь это ж тебя там ищут — с горкома комсомола секретари, фотографа притащили, хотели тебя “на месте преступления” застать и сфотографировать”. И побежали мы с ней до дома».
Несмотря на то что «с поличным» поймать Нину не удалось, история все-таки получила огласку: на стенде в Воскресенском появился обличающий плакат-карикатура, где комсомолку-«преступницу» и ее «сообщницу» тетю Оню изобразили с огромными крестами на шее. «Как у батюшек»,— смеется Нина Николаевна. Девушку вызвали в горком комсомола и долго требовали раскаяться в своем поступке, отречься от веры. Но маленькая, худенькая Нина упорствовала, зная, Кто спас ей жизнь: «Я тогда чувствовала, если отрекусь — снова заболею, и никакой комсомол мне не поможет!». И тогда прозвучала последняя угроза: не отречешься от веры — не дадим направление в медицинский институт, не посмотрим на твои пятерки. Нина разрыдалась, но осталась стоять на своем: «Верую!».
Направление в институт так и не дали. Отличница Нина пошла в медицинское училище и всю жизнь проработала медсестрой. Свою историю 80-летняя Нина Николаевна в тоненькой кофточке под проливным дождем рассказывала нам с такой счастливой улыбкой, как будто она говорит не о преследовании и жестком наказании, а о посещении рая.
Нина Николаевна Сидякина — прихожанка саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», и в поездке ее сопровождал клирик храма протоиерей Сергий Ксенофонтов. «Хождение крестным ходом — это древняя христианская традиция. И это, по сути дела, подвиг веры. Когда человек оставляет свой привычный комфорт и к молитвам — домашним и церковным — присоединяет еще какое-то благочестивое упражнение, когда и тело, и ум, и душа участвуют одинаково в таком духовном подвиге — это очень хорошо и душеполезно»,— убежден отец Сергий.
К слову сказать, опытных крестоходцев ливень не обескуражил. «Погода самая замечательная,— смеются старожилы.— Это в жару идти невыносимо сложно, когда +40 и асфальт плавится под ногами. А эта погода самая крестоходская». «Ну дождик, ну и что, скоро все высохнет, и ноги тоже высыхают. Мы и под градом ходили…». «Дождь, град, жара — идем в любую погоду. Крестный ход ничто не остановит».
Около полутора часов духовенство и верующие с пением молитв шли к святому источнику. По прибытии на источник митрополит Игнатий в сослужении духовенства совершил молебен святой Параскеве. Обращаясь к собравшимся, архипастырь отметил, что это первый крестный ход в епархии после снятия ковидных ограничений, и в завершение речи добавил, под дружный смех промокших до нитки крестоходцев: «А теперь желающие могут искупаться».
За многолетние усердные труды во славу Святой Церкви, активную волонтерскую деятельность и работу по организации крестных ходов владыка удостоил ряд сотрудников и прихожан храмов Саратовской епархии архиерейских наград. Медаль Саратовской митрополии «Спас Нерукотворный» III степени была вручена Наталье Викторовне Юриной, заместителю председателя епархиальной комиссии по принесению святынь и организации крестных ходов, помощнику настоятеля Покровского собора г. Саратова по миссионерской работе. Епархиальными медалями священномученика Германа, епископа Вольского, III степени, архиерейскими грамотами и благодарственными письмами были награждены прихожане разных храмов — волонтеры, много лет принимающие участие в обеспечении деятельности крестных ходов: те, кто кормит крестоходцев на полевой кухне, оказывает медпомощь, прорабатывает маршрут и организует ночлег.
Владыка поблагодарил всех организаторов за усердные труды и всех участников, прошедших этот путь до конца, несмотря на непростые погодные условия. Крестоходцам была предложена общая трапеза, приготовленная волонтерами. Спрятавшись от дождя под деревьями, участники шествия с удовольствием подкреплялись горячей кашей и грелись чаем из полевой кухни. Нашлись и желающие окунуться в святой источник. Затем промокшие, но довольные паломники разошлись по теплым автобусам, которые отвезли их обратно, в привычную, комфортную городскую жизнь — до следующего подвига, до следующего крестного хода.
[ Ольга Бытко ]Последние новости
Новые горизонты: Глава Советского района уходит на новое место работы
Глава района поблагодарил жителей за совместную работу и пожелал им всего наилучшего.
Досрочное прекращение полномочий главы Советского района
Сергей Пименов покинул свой пост по собственному желанию.
Саратовская область скорбит по очередным погибшим в зоне СВО
Семь жителей региона погибли в ходе специальной военной операции.
Одноразовые станки: советы по выбору
Как выбрать одноразовые станки для покупки?