Чистая жертва
Каждый год 22 июня у меня возникает явственное чувство: сегодня началась война.
В моих руках — книга о главном. Она создана замечательным журналистом и писателем Дмитрием Шеваровым. Заголовком для нее послужила с детства знакомая нам строчка Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». Подзаголовок — «Судьбы, стихи и письма поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны».
Тридцать шесть имен. Тридцать шесть личностей, каждая из которых заслуживает отдельной книги. Тридцать шесть дарований — разных, но неизменно подлинных. О некоторых из этих мальчиков можно с уверенностью сказать, что из них выросли бы великие поэты. О других такого сказать нельзя, но в данном случае каждый голос — бесценное человеческое свидетельство. Самым старшим из героев книги по 29 лет, младшим — по 19.
«Какие лица!» — думала я, листая книгу (в ней много фотографий). Какие ясные головы! Какие сердца, сколько любви и нежности к близким, сколько заботы о них — за какие-то сутки, может быть, до собственной гибели. Но главное, что присуще героям книги и от чего, может быть, отвыкли мы, — безупречное нравственное достоинство и жертвенность, не осознаваемая как жертвенность, то есть воспринимаемая как норма. «Каждый день такой, что в один из них твоего Вовки не станет , — пишет любимой девушке 24-летний Владимир Калачев , — ну и ничего особенного. Я не думаю об этом. Только помни, что я честно умру, не буду трусом. Есть гордость в сознании каждого нашего человека, что его смерть будет небольшой частицей в победе над врагом…». 24-летний Мирза Геловани , уходя на фронт, прощается с близкими по-христиански: «Прежде всего хочу попросить у вас прощения за все огорчения, которые вам доставил. За все те ошибки, которые так часто совершал… <…> …вы боитесь меня потерять — мы же не боимся ничего. Только не переживайте и не печальтесь. Я хочу, чтоб вы смотрели на эту войну моими глазами — бесстрашно и без горечи».
Предчувствие ранней гибели живет и в довоенных стихах этих юношей. «Словно вор, крадется старость// злая старость, седина// только мы с тобой остались// непокорны, как весна// только мы с тобой остались// молодыми навсегда» — Леониду Крапивникову не было семнадцати, когда он написал эти стихи, до начала войны оставалось еще три года. А 20-летний Павел Коган в 1938 году, за четыре года до смерти и за шесть лет до форсирования нашими войсками немецких рек, пишет о своем поколении: «Когда-нибудь в пятидесятых//художники от мук сопреют,//пока они изобразят их,//погибших возле речки Шпрее…». В этом не обязательно видеть мистическое прозрение: тогда, на пороге 40‑х, страна ждала большой войны. Все знали, что она будет, и знали, с кем. И молодые люди обсуждали это, конечно, между собой, строили прогнозы. Но главное — они не сомневались, что пойдут на эту войну первыми.
Да, они были готовы умереть, но от того еще больше любили жить. Их довоенные стихи переполнены радостной энергией бытия и подлинной лирикой. Уже упомянутый здесь Володя Калачев — перед войной: «Я кормил коня из рук травою,//вороного быстрого коня,//он кивал красивой головою,//ржаньем звучным нежно звал меня…» . А вот поэт уже на войне: «Зола да пыль на пепелище,//и жизни, думаешь, конец,//но как светло, когда засвищет//на старой яблоне скворец.//Здесь был народ, здесь жизнь кипела,//сейчас — равнина и покой,//сгорело всё, лишь уцелела//скворешня с яблоней сухой».
Они были поэтами по самой своей сути, вот почему никто из них не превратился в сочинителя плакатных пафосных текстов — это им глубоко претило: моряк-подводник Алексей Лебедев в шутку говорил: «Как я рад, что я просто Лебедев, не Кумач». Стихи Алексея, погибшего в 29 лет, мудры и мужественны: «Переживи внезапный холод,//Полгода замуж не спеши,//А я останусь вечно молод//Там, в тайниках твоей души.//А если сын родится вскоре,//Ему одна стезя и цель,//Ему одна дорога — море,//Моя могила и купель».
Их, шагнувших в огонь прямо из юности, нередко изображают наивными романтиками или пламенными фанатиками коммунистической идеи. Да, они были детьми своего времени, многие — убежденными комсомольцами, верившими и в правоту революции, и в будущее торжество коммунизма. Но никаких розовых очков они притом не носили. У многих были репрессированы родители, кто-то пережил колхозный голод начала 30‑х… И они просто умели думать и искать истину самостоятельно. Старшеклассник Вася Кубанев пишет подруге: «Мне во что бы то ни стало необходимо сблизиться с каким-нибудь священником. А ты знаешь, как это опасно. Если об этом узнают в школе, мне не миновать исключения» . Мальчик из раскулаченной и сосланной на Север семьи (ему разрешили остаться в деревне с тетей) невероятно много читал, самостоятельно изучал французский и немецкий, знал и тонко чувствовал классическую музыку. Составив список «Сто лучших книг о человеке», Василий включил в него Священное Писание. Как много он мог бы сделать доброго на свете, этот разносторонне одаренный, внутренне свободный юноша, не ждавший повестки — в первый же день войны явившийся в военкомат…
«Ну вот я и офицер. Русский офицер…» — писал родным из военного училища Дмитрий Удинцев, глубоко верующий православный юноша из семьи, кровно связанной с той, прежней Россией — с русской культурой, традицией, Церковью. Духовником и старшим другом Димы был архимандрит Герман (Полянский), расстрелянный в ноябре 1937 года. Но, конечно, Димины однополчане и командиры этого не знали… Младшего лейтенанта Удинцева убили в 1944-м при освобождении белорусской деревни Якуши. Неизвестно, успел ли этот русский офицер получить награды, к которым его представило командование: медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды.
17-летний москвич Юрий Дивильковский , ушедший на фронт буквально со школьной скамьи и погибший в 19 лет, успел написать «документ, имеющий силу завещания» — так он сам это назвал. «Грянула война, и мы поняли, что это было нашей исторической задачей, — пишет он о своем поколении. — Мы пошли в бой, зная, что погибнем, утверждая тем самым ту красоту, то будущее, которое мы не успели создать… ». Далее Юра обращается к тем, кому посчастливится пережить войну: «Прекрасна ваша задача! Вам предстоит гигантская работа, которую не успели сделать мы. Выполните ее! И вспоминайте изредка обо мне, который был человеком грядущего. Настоящий гражданин грядущего — тот, кто <…> выше всего в жизни ставит чудесное чувство любви и радость свободного творчества».
Да, у них это было: и любовь, и творчество, и радость, и, вопреки всему — свобода. Они умели это ценить… и смогли этим пожертвовать. Обратимся к той самой книге, которую 19-летний Вася Кубанев включил в список лучших о человеке — к Библии. Понятие жертвы — одно из коренных ее понятий, оно пронизывает и Ветхий, и Новый Завет. В Ветхом Завете неоднократно говорится о том, что жертва должна быть чистой, т. е. человек должен приносить Богу лучшее, что у него есть, а не лукавить с Ним, пытаясь сбыть худшее. А в Новом Завете чистейшую жертву — Себя Самого — приносит Агнец, Сын Божий.
Эти мальчики, эти молодые мужчины добровольно и сознательно принесли чистую жертву — собственные жизни. Только такой жертвой и могла быть спасена в ту страшную пору наша Россия. И пусть я покажусь им узким//И их всесветность оскорблю —//Я патриот. Я воздух русский,//я землю русскую люблю (Павел Коган, 24 года).
Газета «Православная вера», № 12 (704), июнь 2022 г.
[ Марина Бирюкова ]Последние новости
Студенту БИТИ НИЯУ МИФИ присвоено звание «Мастера спорта России»
Накануне Нового года пришла отличная новость о присвоении Министром спорта России Михаилом Дегтяревым звания «Мастера спорта России» по «Универсальному бою» студенту БИТИ НИЯУ МИФИ Ершову Александру (гр.
Приближается срок уплаты страховых взносов за 2024 год
УФНС России по Саратовской области напоминает, что уплатить страховые взносы в фиксированном размере за 2024 год необходимо не позднее 9 января 2025.
В Саратовской области вводится туристический налог
УФНС России по Саратовской области сообщает, что с 1 января 2025 года вступают в силу изменения в Налоговый кодекс РФ,
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку