Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

Новые правила проведения валютного контроля в России были введены в 2019 году. В соответствии с Инструкцией Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года, которая начала применяться с 1 марта 2018 года, и поправками, действующими с 14 мая 2018 года, к базовому Федеральному закону от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, порядок прохождения валютного контроля был изменен, некоторые документы были упразднены, а суммы штрафов были скорректированы.

Зачем нужен валютный контроль

Специалисты говорят, что валютный контроль представляет собой комплекс действий, который позволяет государству защищать выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а также ограничивать отток капитала.

Нерезиденты Российской Федерации могут осуществлять валютные переводы без каких-либо ограничений. Кроме того, переводы разрешены между нерезидентами и резидентами РФ. С другой стороны, переводы в валюте между резидентами РФ запрещены за исключением нескольких законодательно оговоренных случаев.

Обязательному валютному контролю подлежат все сделки, где в качестве основной используется иностранная валюта. Таким образом, если российская компания использует валюту для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, независимо от того, занимается ли организация экспортом или импортом.

Валютный контроль в России осуществляется Правительством РФ, а также органами и агентами валютного контроля. Центробанк РФ является главным органом валютного контроля, однако эту функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, которая наделена соответствующими полномочиями. Контроль валютных операций, проводимых кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций законодательству РФ осуществляет Центробанк России. Правительство РФ координирует деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие с Центробанком.

Агенты валютного контроля, также называемые банками, обладающими соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ, несут обязанность контролировать резидентов и нерезидентов РФ, которые не являются кредитными или финансовыми организациями. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, включая Федеральную налоговую службу и «Внешэкономбанк». Они регулируют любые валютные операции, проводимые на территории РФ, и оформляют все требуемые документы.

При осуществлении валютного контроля необходимо исключить неоправданное вмешательство государства в операции и обеспечить единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно помнить, что согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства может привести к наложению крупных штрафов на компании.

Этапы валютного контроля: как правильно оформить сделку

Если ваша компания работает с валютой, то для начала необходимо открыть валютный счет. Если вы уже имеете счет в российских рублях в банке, где хотите открыть валютный счет, то вам достаточно подать заявление, используя уже предоставленные документы. В противном случае придется дополнительно открыть валютный счет.

После открытия валютного счета компания должна проходить добровольный валютный контроль при каждом поступлении средств на счет, иначе пользоваться деньгами на счете будет невозможно.

Но в 2018 году процедура валютного контроля упростилась для компаний, проводящих сделки с относительно небольшими суммами. В таком случае достаточно сообщить код валютной операции банку в специальной форме. Большинство банков ведут валютный контроль в электронном виде, поэтому форму можно найти на сайте. Но если сумма контракта превышает 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов либо поставить контракт на учет, что является следующим этапом валютного контроля.

Постановка контракта на учет означает открытие специальной ведомости банковского контроля, в которую банк внесет контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. Согласно новым правилам, постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, а все эти процедуры ведутся в электронном виде.

После того, как сделке присвоен номер и ее проведение осуществлено, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов в течение определенного времени. В случае, если на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска, компания должна представить справку не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца. А если подтверждающие документы были оформлены без декларации, то справка должна быть подана не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором они были оформлены.

Справку также можно подать в электронном виде, при этом ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем направляет ее клиенту. Если были внесены изменения в подтверждающие документы, необходимо заполнить новую справку с корректировками и представить ее в банк в течение 15 дней.

Заключительным шагом является подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Изменения в пакете документов для валютного контроля были внесены в 2018 году. Теперь организациям при совершении валютных сделок необходимо поставить контракт на учет, а не предоставлять паспорт сделки. В случае передачи экспорта свыше шести миллионов рублей или эквивалентной суммы в валюте, а также импорта свыше трех миллионов рублей или эквивалентной суммы в валюте, контракт ставится на учет. Если сумма контракта меньше 200 000 рублей, на учет его не ставят. Если сумма больше 200 000, но менее шести миллионов рублей для импорта или трех миллионов рублей для экспорта, то банку потребуются дополнительные документы для объяснения сделки, такие как контракт, счета и накладные.

Также, более не нужно направлять в банк справку о валютных операциях при совершении сделки на сумму свыше 100 000 долларов. Вместо этого, необходимо оформить и направить в банк справку о подтверждающих документах. Список подтверждающих документов определяется особенностями проведения валютной операции. К примеру, при импорте или экспорте, таможенная декларация и документы, связанные с перевозкой товаров, являются подтверждающими документами.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и другие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполнение и подача справки происходит, как правило, через банк-клиент или интернет-банк. Компания может заключить соглашение с обслуживающим банком об оформлении справки, что позволит направить ему только необходимые документы и заявление.

Агенты валютного контроля имеют право запросить у компании дополнительные документы, относящиеся к проведению валютных операций. Однако, по законодательству, агенты валютного контроля могут запросить только те документы, которые относятся к конкретной операции. Все документы направляются в банк по запросу агента валютного контроля и не являются обязательными при каждой сделке. Список подтверждающих документов определяется особенностями проведения валютной операции.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *